…итуации в категории «здесь и сейчас» также относится к ведению правого полушария мозга, когда необходимо оценить ситуацию в целом, прочувствовать ее, увидев единый образ, единую модель такой ситуации.

Академик В.М.Кандыба отмечает, что усиление активности правого полушария «раздвигает границы ощущения времени и продлевает субъективное течение времени». При этом значительно отличаются временные рамки информации анализируемой правым и левым полушарием. Например, если правое, образное и сенсорно-двигательное, полушарие в секунду способно переработать до 10 млн. единиц информации в секунду, то левое, абстрактно-логическое, полушарие только не более 100 единиц информации в секунду. И если на опознавание ситуации правому мозгу потребуется 60 миллисекунд, то на то, чтобы проанализировать эту же ситуацию левом полушарию, будет необходимо как минимум в четыре раза больше, т.е. 320 миллисекунд. (В.М.Кандыба, 1999).

Таким образом мы можем говорить о том, что при необходимости реагирования на конкретную ситуацию опасности, правое полушарие моментально включается в работу, мгновенно запуская в работу необходимую двигательную или сенсорную реакцию. Поэтому во время ведения поединка боксеры успевают среагировать раньше, чем они бы подумали о том, что и как должны делать в ответ на атаку противника. Действуют они рефлекторно, за счет реакции. В этом случае мозг, благодаря правому полушарию, сам сделал необходимые выводы, выдав правильный результат, т.е. послав нужный сигнал в ту или иную часть тела, которая отреагировала соответственно: блоком, контрударом, уклоном, нырком, отходом, отклоном и т.п. При этом, как замечает академик В.М.Кандыба, для подобного отреагирования на текущий момент ситуации мозгу необходимо из чего выбирать. Именно поэтому одно и то же движение в процессе тренировочного процесса необходимо «отработать», т.е. повторить от пяти до двадцати тысяч раз, прежде чем оно не только надежно отложится в глубинах памяти, но и при возникновении критической информации сможет быть вовремя извлечено наружу. А значит боксер успеет среагировать на атаку противника пассивной (блок) или активной защитой (встречный удар «на опережение»). (В.М.Кандыба, 1999).

В случае манипулятивного воздействия, как мы уже заметили, воздействие происходит на правое полушарие объекта. В этом случае объект манипуляций вводится в трансовое или измененное состояние сознания. При этом наибольшей активностью по эффективности пользуется т.н. гипноз наяву, когда объект пребывает в бодрственном состоянии сознания (с открытыми глазами), но при этом за счет выключения цензуры психики в его подсознание вводятся установки, необходимые манипулятору (объект таким образом кодируется, программируется на последующее выполнение заложенных в его подсознание команд манипулятора). Осуществление подобного гипнотического воздействия осуществляется посредством воздействия на первую сигнальную систему, а также на репрезентативные системы, в зависимости от того, какая предварительно собрана информация об объекте. При этом, помимо воздействия на чувства объекта, оказывает результирующее значение и воздействие на его психику посредством речи (вторая сигнальная система). В современной России, и наступившей анархии после разрушения целостности Советского Союза, ряд профессиональных гипнологов, психотерапевтов, глубинных психологов и т.п. идут по пути легкого заработка, применяя свои знания в различных манипулятивных технологиях. Поэтому когда профессиональному гипнологу противостоит обычный человек на улице, в магазине, в зрительном зале, дома и т.д., такому человеку необычайно трудно, а в иных случаях и невозможно противостоять манипулятивному влиянию, оказываемому на него.

Возвращаясь к воздействию телевидения, заметим что по мнению профессора С.Г.Кара-Мурзы, воздействие телевидения таково, что человек утpачивает свободу воли и пpоводит у экрана гораздо больше времени, чем тpебуют его потpебности в инфоpмации и pазвлечении. При этом, как и в случае наркозависимости, человек продолжает смотреть телевизор даже если понимает его вред. (С.Г.Кара-Мурза, 1997).

Кроме того мы должны говорить что телевизионная трансляция служит как обязательная ежедневная доза духовного наркотика, позволяющая снять зависимость хоть на какое-то время. Снимается такая зависимость в том числе и путем подключения к коллективному разуму. На наш взгляд это весьма важная деталь. Известно, если большое количество людей занимаются одним и тем же делом (например смотрят телевизор), то они объединяются в массу. Причем совсем неважно что по отдельности каждый будет находиться у себя дома. В массу эти люди объединяются посредством т.н. коллективного разума. (С.А.Зелинский, 2007). Что означает, что над такими людьми распространяются законы толпы (внушаемость, заразительность, подражание и т.п.), а значит становится возможным управлять такими людьми из единого командного центра. Какое-либо противостояние масс манипуляциям сильно затруднено и практически исключено. Все люди проживают в социуме, т.е. находясь между равномерно излучаемых друг от друга сигналов, взаимодействуют друг с другом в рамках одного общества схожего социального устройства, а значит и имеют почти одинаковые страхи и радости, заботы и проблемы и т.п. Причем первоначальное подключение разума отдельных людей в единый разум происходит еще в детском саду и школе (т.н. дисциплинарных пространствах, где всех учат ходить строем и делать общее дело, иначе нарушится система: занятия в школе начинаются в единое время для всех, опаздывать на урок значит вызывать недовольство и пропускать часть материала, уроки имеют заранее запланированное время, по истечении которого заканчиваются, необходимо сдавать экзамены, ходить в форме, и т.п., что подпадает под определение дисциплинарных пространств). Таким образом с детства в психике человека формируются механизмы, воздействие на которые в последующем позволяет объединять людей в массы и подчиняться вождю (лидеру, главе государства, и т.п.) А что такое подчинение? Подчинение это снятие невроза. Делая как все, человек не подвергается давлению со стороны своих руководителей. В ином случае на него обрушивается поток критики, бессознательно провоцирующий в психике различного рода невротические зависимости (беспокойство, чувство вины, страх, тревожность, неуверенность в себе, и т.п.), и снятие этих зависимостей путем объединения в единую группу, где человек начиная играть по принятым в обществе правилам, перестает выделяться (за исключением сознательного формирования лидеров, как опоры воспитателей), а значит у него исчезает и симптоматика невротической зависимости. В результате чего мозг человека запоминает подобное, и в последующем, когда такой человек хочет сделать что-то отличное от общепринятого, он становится перед выбором: сделать это сознательно и пойти по пути противостояния обществу (а значит вновь ввергнуть себя в невроз), или делать все так как все, и относительно счастливо жить дальше. (С.А.Зелинский, 2007).

Большинство выбирает последнее. Поэтому когда вечером показывают развлекательные передачи — они смотрят их, потому что кроме всего прочего знают что и другие люди, приходя с работы, смотрят такие передачи. Пьют пиво за просмотром — потому что знают что и другие пьют пиво. И не только знают — но и чувствуют это бессознательно. Потому что в бессознательное откладывается любая информация, которую мозг человека получает за день, накапливаясь там и рождая паттерны поведения, которые появляются в том случае, если в течении длительного времени в бессознательное психики попадает информация схожего характера.

По данным профессора В.Г.Крысько, средства массовой коммуникации оказывают психологическое воздействие на следующие сферы психики человека, группы людей и общественного сознания в целом:

1) Потребностно-мотивационную (знания, убеждения, ценностные ориентации, влечения, желания).

2) Интеллектуально-познавательную (ощущения, восприятия, представления, воображение, память и мышление).

3) Эмоционально-волевую сферу (эмоции, чувства, настроения, волевые процессы).

4) Коммуникативно-поведенческую (характер и особенности общения, взаимодействия, взаимоотношений, межличностного восприятия). (В.Г.Крысько, 1999).

Кроме того, психологическое воздействие имеет свои закономерности:

— если оно направлено на потребностно-мотивационную сферу людей, то его результаты сказываются на направленности и силе побуждений (влечений и желаний) людей;

— если направлено на эмоциональную сферу психики, то это отражается на внутренних переживаниях, а также на межличностных отношениях;

— сочетание воздействий на потребностно-мотивационную и эмоциональную вместе — позволяет влиять на волевую активность людей и таким образом управлять их поведением;

— влияние на коммуникативно-поведенческую сферу (специфику взаимоотношений и общения) позволяет создавать социально-психологический комфорт и дискомфорт, заставлять людей сотрудничать либо конфликтовать с окружающими;

— в результате психологического воздействия на интеллектуально-познавательную сферу у человека изменяются в нужную манипуляторам сторону представления человека, характер восприятия им вновь поступающей информации и, в итоге, его «картина мира»[37].

Телевидение и другие средствами массовой культуры (кинематограф, глянцевые журналы и проч.), своей деятельностью изменяют привычки людей, вводя им в подсознание новые установки, инициируемые властью и (или) или капиталом. Таким образом происходит массовое зомбирование массового сознания. И закодированные таким образом люди действуют в интересах правящей элиты, об этом даже не подозревая.

Профессор и генерал спецслужб Д.А.Волкогонов приводит основные характеристики подобной тактики, отмечая, что наиболее характерными особенностями ее являются «высокая степень избирательности воздействий, быстрая перестройка аргументации в зависимости от меняющейся обстановки, комплексное применение различных методов и приемов психологической войны, концентрация усилий на том или ином объекте, конкретной дате, регионе, социальной группе и т. д.»

Генерал Д.А.Волкогонов выделяет три уровня воздействия на психику, которые должны использоваться спецслужбами:

1) Усиление существующих в сознании людей нужных установок, идеалов, ценностей, норм. Закрепление этих элементов сознания в мировоззрении и жизненных установках.

2) Частные и малые изменения взглядов на то или иное событие, что оказывает воздействие на позицию и эмоциональное отношение человека к конкретному явлению.

3) Коренное, кардинальное изменение жизненных установок на основе сообщения драматических сведений и необычных новых данных.

При этом Д.А.Волкогонов уточняет, что реализации первых двух установок достигается с помощью манипулирования в быстрый период времени, а третий уровень, характеризующий собой кардинальное изменение установок в моделях поведения масс, становится возможным в результате длительного воздействия на психику. (Д.А.Волкогонов, 1983).

----------------

[30] В 1972 — 1973 годах Институт радиоэлектроники АН СССР выполнил научное руководство (академики Ю.Кобзарев, Э.Годик) над военной технической разработкой «Радиосон» (Минобороны СССР, войсковая часть 71592, г. Новосибирск). Положительные результаты исследований были изложены в докладе МРЭ АН СССР «Воздействие на биологические объекты модулированными электрическими и электромагнитными импульсами». Воздействие I установки «Радиосон» достаточно, чтобы обработать город площадью до 100 квадратных километров, причем воздействие может быть от слабого искусственного сна до полного, гибельного перерождения клеток мозга

[31] В 1973 году академик В.М.Кандыба, на базе Центральной лаборатории завода «Арсенал». Аппараты можно было устанавливать на спутниках и оказывать пси-воздействие на огромные территории.

[32] Г.Лебон. Психология народов и масс. 1996.

[33] Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого Я // Фрейд З. Психоаналитические этюды. Мн. 2003.

[34] Кандыба В.М. Основы гипнологии: Основы психофизиологии. СПб. 1999. С. 501

[35] В НЛП репрезентативные системы это способы, с помощью которых человек преимущественно общается с внешним миром. Например, визуальная (зрительная), аудиальная (слуховая), кинестетическая (ощущения), аудиально-тональная (звуки и тональные последовательности), аудиально-двигательная (слова), дискретная (логическое осмысление сигналов других систем), олфакторная (обоняние), густаторная (вкус).

[36] Субмодальности — частицы памяти (частицы того, из чего в последующем складываются мысли человека).

[37] Проект Россия. Т.1. М. 2006.

Противодействие негативному манипулятивному влиянию СМК и СМИ на примере телевидения (окончание).

Говоря о телевидении, необходимо напомнить, что первое массовое вещание началось в фашисткой Германии во время Олимпийских игр 1936 года. А.Гитлер первым понял и стал использовать манипулятивные возможности ТВ. В апреле 1935 года в Берлине появился первый телевизионный салон на 30 человек с двумя телевизорами, а осенью 1935 года открылся телетеатр с проектором на 300 человек. В США в 1946 году телевизор имели только 0,2% американских семей. В 1962 году эта цифра возросла до 90%, а к 1980 году телевизоры имели почти 98% американских семей, причем некоторые семьи имели по два-три телевизора. В Советском Союзе регулярное телевизионное вещание началось в 1931 году из здания Московского радиоузла на Никольской улице (ныне Российская телевизионная и радиовещательная сеть — РТРС). А первый телеприемник появился в 1949г. (назывался КВН-49, был черно-белым, экран был чуть больше размеров почтовой открытки, для увеличения изображения применялась линза, приставляемая к экрану, которая увеличивала изображение примерно в два раза.) До середины 80-х гг. в нашей стране существовало два центральных канала, причем, если первый канал могли смотреть почти 96% населения страны, то два канала антенна могла принимать не у всех, в зависимости от региона примерно 88% в масштабах страны. Три канала — было только у третьей части страны. Причем большинство телеприемников (на две трети) еще до 90-х годов оставался черно-белым.

При проведении телетрансляции происходит воздействие на психику посредством задействования различных форм передачи информации; одновременное участие органов зрения и слуха активно задействуют пласты подсознания, за счет чего достигается максимальный манипулятивный эффект. Менее чем за полчаса просмотра телевизионной передачи мозг начинает впитывать любую информацию, которая поступает посредством телетрансляции. Вспомним, один из принципов манипуляции массами — внушение. На этом принципе основано действие телерекламы. Например, человеку показывается какой-нибудь рекламный ролик. Предположим, поначалу у такого человека происходит явное отторжение демонстрируемого материала (т.е. представление человека об этом товаре иное). Такой человек смотрит, слушает, оправдывая себя тем что ничего подобного покупать не будет. Этим как бы успокаивает себя. На самом деле, если на протяжении длительного времени в информационное поле попадает какой-нибудь сигнал, то информация неизбежно откладывается в подсознании. А значит, если в последующем станет выбор между тем какой товар купить, такой человек бессознательно отдаст предпочтение тому товару, о котором уже «что-то слышал». Более того. Именно этот товар в последующем будет вызывать в его памяти положительный ассоциативный ряд. Как чего-то знакомого. В итоге, когда такой человек оказывается перед выбором товара, о котором ему ничего не известно, и товара, о котором он уже «что-то слышал» — то инстинктивно (т.е. подсознательно) потянется к знакомому товару. (С.А.Зелинский, 2007). Говоря языком нейрофизиологии, у такого человека происходит очаговое возбуждение коры головного мозга, в результате чего появляется доминанта. И если последует повторение раннее показываемой информации, при этом информация будет достаточно эмоционального характера (эмоции необходимо чтобы сломать барьер критичности), то возникнет высокая вероятность того, что в подсознании такого человека возникнет психологическая установка. В итоге подобная информация, отложившись в подсознании и закрепившись там вследствие многократного повторения, сформирует паттерн поведения, тем самым определив в последствие возникновение у такого человека соответствующих мыслей, желаний, и поступков, как результат удовлетворения желаний. (С.А.Зелинский, 2008). Если же такая информация откладывается в детском или подростковом возрасте, то в этом случае мы получаем практически стопроцентный результат, так как чем больше проходит времени, тем более действенна (важна и необходима) для подросшего ребенка становится заложенная в детстве в его подсознание информация, потому что для большинства период детства психоаналитически ассоциируется с радостью, поэтому возникновение подобной информации уже будет относиться к воспоминанию, а психика так устроена, что воспоминания о хорошем всегда наиболее приятны. Поэтому анализировать поведения взрослого человека значительно легче, если имеется информация о его детстве. Да и детство по отношению к взрослой жизни это еще и прохождение определенного фактора времени, за который как раз и формируются те или иные установки в подсознании человека. Таким образом причину большинства поступков человека совершенных во взрослом возрасте необходимо искать в глубинах памяти, анализируя его бессознательное.

В современном обществе, с развитием технологий, еще более повышается роль рекламы. Любая реклама действует исключительно на подсознание, активируя те или иные архетипические пласты коллективного бессознательного. Реклама тех специалистов, которые понимают это, становится необычайно эффективной. А зритель-читатель-покупатель в результате правильно построенной рекламы уже не принадлежит себе. Он подчиняется навязываемым ему принципам и нормам жизни. И даже если сознательно еще противится некоторым из них, подсознательно делает выбор в пользу той или иной психологической установки со стороны манипуляторов. Подсознание у большинства людей всегда одерживает вверх. Кроме того некоторыми манипуляторами может формироваться комплекс неполноценности у определенных групп населения, не имеющих возможности купить товар, соответствующий тому или иному образу жизни. Например телевидение с помощью передач определенной направленности формирует у населения образ успешных людей, имеющих средства, чтобы покупать себе любимые товары. Народ в своей основной массе желает приблизиться к такому же уровню потребления как элита, отсюда увеличение кредитования населения со стороны играющих на инстинктах народа банкиров и поддерживающих их СМИ, а значит, уже как следствие, и такое же резкое увеличение невротичности населения. (С.А.Зелинский, 2007). Кредиты ведь надо отдавать.

Выделяют пять стадий взаимодействия социума и телевидения. Первая стадия — интерес к источнику информации (т.е. к телевизору). Вторая стадия — оценка информации. Кроме того, обладание телевизором на этой стадии отмечается человеком как повышение собственного социального статуса. Третья стадия характеризует собой развитие массового телевидения. Телеприемник могут себе позволить приобрести многие семьи. На четвертой стадии — взрослые уже не только проводят значительное количество времени перед телевизором, но и телевизор уже начинает строить их жизнь посредством полученной когда-то информации посредством телепросмотра. Пятая стадия характеризует собой появление кабельного телевидения, а значит, растет избирательность в получении той или иной информации. (Я.Н.Засурский, 2001)

Мы должны напомнить, что манипулирование психическим сознанием масс происходит при показе любых передач по ТВ. В специфике телевизионной информации заложена необходимость восприниматься некритично, соответствовать ожиданиям аудитории, ее стереотипам и устойчивым представлениям о реальности. Телепрограмма с первых же секунд должна сигнализировать зрителю о том, что она адресована именно ему, отвечает его потребностям. После этого такие импульсы должны повторяться с достаточной периодичностью, чтобы у сидящего перед экраном человека не появилось мотивов переключить канал. Зритель выступает своеобразным «резонатором» между собственными представлениями о мире и тем, что он видит по телевизору, получая посредством просмотра подтверждение правильности своего выбора. (А.Н. Фортунатов, 2007).

Кроме того необходимо обратить внимание на тот факт, что эффективность манипулятивных технологий в нашей стране во время Перестройки и прочих безобразий против народа строилась на методологической базе Антонио Грамши, считавшего что для разрушения общества массовая революция будет слишком сложна, так как является изменением «базиса», что в современных условиях относительно сложно. И легче в таком случае изменить «надстройки», то есть другими словами — направить манипулятивное воздействие на интеллигенцию, потому как изменение ее мировоззрения — окажется заметно выигрышнее, в том числе и по времени, нежели чем пытаться изменить сознание всего общества сразу. (С.Г.Кара-Мурза, 1997; А.Грамши, 1957).

Вернемся к методам противодействия манипуляциям. Самым важным пунктом мы считаем исключение любого просмотра телевизора. По этому пути идут духовные семинарии и военные академии, тем самым достигая наивысшей внушаемости воспитанников. Говоря о внушении следует говорить что внушением проникнута вся наша жизнь. В той или иной форме внушение присутствует во всех сферах жизнедеятельности человека, где есть общение между людьми. Хотя существует и внушение от предметов. Например бриллиант внушает человеку (если человек находится рядом с бриллиантом) взять себя в руки. Существует прямое внушение и косвенное. Прямое — происходит посредством приказа. Косвенное — посредством опосредованных связей. Например при прямом внушении через речь достигается внушение конкретной психической функции: директивное внушение чтобы прошла боль. Косвенное внушение достигается с помощью опосредованного внушения, например, зная, что если выпить лекарство пройдет боль, человек выпивает таблетку и боль проходит. Таким образом с помощью внушения человек может управлять глубинными биологическими процессами организма.

Наиболее эффективным оказывается внушение посредством влияния на бессознательное. В этом случае необходимо перевести гипнотика в состояние ИСС, состояние транса, т.е. необходимо добиться максимально ссуженного сознания. При этом затормаживается активность коры головного мозга и человек переводится в состояние гипноза, в просоночное состояние, в медитативное состояние и в другие аналоги измененного состояния сознания. Усилить раппорт (канал связи между гипнотизером и гипнотиком) можно расслабляющей музыкой, удобным положением тела, и другими средствами, которые будут дополнительно способствовать состоянию комфорта у гипнотика. Дополнительный эффект оказывает внушение на фоне утомления. В этом случае левое полушарие с его критичностью психики не сможет в полной мере анализировать поступаемую информацию, т.е. будет нарушен процесс верификации. Важной составляющей внушения является развитие воображения у гипнотика. Необходимо активировать его чувства и эмоции (правое полушарие), и максимально остановить работу логики (левого полушария). Со стороны гипнотика при этом необходимо доверие и слепое подчинение. Гипнотик не должен пытаться анализировать получаемые установки. Впрочем, современный гипноз позволяет обойти любые препятствия и воздействовать на человека не погружая его в состояние сна, т.е. проводить кодирование психики в бодрственном состоянии гипнотика. Так же необходимо помнить, что внушение становится более эффективным, если сопровождается эмоционально-смысловой насыщенностью, а также мимикой, жестами, интонацией. Речь гипнотизера должна быть уверенная и четкая. Следует умело выделять «ключевые» слова, произносить их четче, резче, напряженнее, эмоционально насыщеннее и обязательно в повелительной форме.

Внушение активно практикуется в педагогике. Причем большинство педагогов об этом может и не подозревать, попросту не зная специфики работы подсознания и построенного на деятельности подсознания гипнозе. Из внушения складывается гипноз. Существует классический вариант гипноза (когда гипнотик погружается в дремотное состояние с закрытыми глазами) и современный гипноз, т.н. гипноз наяву, в бодрственном состоянии психики[38]. Сильной внушаемостью обладает телевидение. Исключая просмотр телепередач — мы тем самым ставим непреодолимый барьер на пути головного мозга и источника внушения, а значит внушение становится невозможным. (С.А.Зелинский, 2008).

Исключение просмотра ТВ является крайней мерой, применяемой в исключительных случаях, когда необходимо добиться полного снятия наркотической зависимости от телевизора. Подобное необходимо делать и чтобы исключить зависимость от компьютерных игр и прочих форм наркотизации населения мировым капиталом.

Немного остановимся на игровой компьютерной зависимости. В аналитической справке, подготовленной для руководства страны экспертом Совета Федерации и Комитета по безопасности Госдумы, старшим научным сотрудником Российской Академии Наук Н.Е.Марковой приводятся данные, полученные в результате анализа рынка современных игровых компьютерных технологий[39]. Согласно полученным данным, подавляющее число компьютерных игр в качестве смысла игры предлагает — убийство. В игре разрешается все, на что культура накладывает запрет. Основные ценностные установки невидимой новой идеологии, стремительно распространяющейся в глобальном мире: убийства, насилие, предательство. По данным последних опросов, 22% россиян, около 25 млн. человек, выходят «в сеть» хотя бы раз в неделю. По данным Яндекса, Рунет насчитывает не менее 1,5 миллионов блогов. При умелом использовании новых технологий — это благодатное поле для любой пропаганды. Директор секретного Управления «К», генерал-полковник ФСБ Б.Н.Мирошников приводит данные, согласно которым в настоящее время в Интернете поддерживается от 100 до 150 русскоязычных сайтов, пропагандирующих идеи терроризма, более 700 сайтов, пропагандирующих наркотики. При этом каждый год от наркомании в России умирает 70 тысяч человек. За последние 10 лет число наркоманов увеличилось в девять раз. На сегодняшний день в России употребляет наркотики около 4 млн. человек. Таким образом, информация содержащаяся в Интернете представляет особую опасность для детей и подростков. Почти пятьсот тысяч человек в России страдают игровой компьютерной зависимостью. Значительная часть таких людей просиживает за игрой до 18 часов в день. Подавляющее большинство компьютерных игр содержит элементы деструктивного содержания: стимуляцию чувства страха, скрытую рекламу и пропаганду наркотиков, модели физического и сексуального насилия; элементы расовой дискриминации и т.д. В игры вовлечены десятки миллионов людей. В 2008 году количество участников только онлайновых игр во всем мире превысила 114 млн. человек, а общее количество игроков достигает несколько сотен миллионов человек. Компьютерная зависимость вызывает физиологическое истощение (до смерти от кровоизлияния в мозг из-за неспособности прервать игру), а также провоцирует преступления (воровство, грабежи, убийства). Известны следующие психологические и физические симптомы привыкания: неспособность выйти из игры, пренебрежение к семье и друзьям, ложь о роде своих занятий на работе и в семье, проблемы с учебой или работой, кистевой туннельный синдром, бесчувственность, пренебрежение правилами личной гигиены, расстройство сна или изменение поведения во сне. При этом такой человек все равно продолжает регулярно играть, несмотря на разрушительные для себя последствия. Одним из симптомов привыкания является активная и настойчивая деятельность, направленная на продолжение игры. Там, где обычный человек откажется от игры, игрок предпримет все возможное, чтобы играть дальше. При этом встречаются исследования якобы о «полезности» игр. Все такие исследования проводятся или на деньги крупных медиа-корпораций (например, Sony), или вызваны недобросовестностью исследователей. Оборот игровой промышленности только в США превышает 10 млрд. долларов в год. Поэтому они вынуждены поддерживать имидж безвредности компьютерных игр даже зная о том, что после таких игр дети чаще убивают друг друга. По заявлению заместителя генерального прокурора России С.Н.Фридинского «материалы ряда уголовных дел, способы и обстоятельства совершения преступлений подростками часто свидетельствуют о том, что взяты они из… компьютерных игр…».

Таким образом следует говорить о том, что компьютерные игры оказывают резко негативное воздействие на психику подростка и молодежи. Известен т.н. «Синдром Вельда», который развивается поэтапно. Сначала подросток играет в жестокие игры, «убивая» объект неприязни в виртуальном мире. Потом совершает убийство по-настоящему. Для реального убийства ему необходимо преодолеть психологический барьер. В этом ему помогают компьютерные игры, которые ориентируют сознание на допустимость жестокого поведения. Или, например, «эффект Лары Крофт», когда дети, которые сталкиваются с жестокостью в играх, как указывает Конгресс США, будут рассматривать насилие как самый эффективный способ решения конфликтов, а агрессивное поведение считать нормой.

Нейрофизиологические исследования лиц, играющих в компьютерные игры, основаны на измерении активности головного мозга. Все исследователи отмечают у подростков, играющих в компьютерные игры, снижение когнитивной активности мозга. Во время видеоигры у человека работают только нервные сети, состоящие из двигательных нейронов и нейронов зрительных анализаторов, при этом резко тормозится процесс мышления. Т.е. дети сначала останавливаются в интеллектуальном развитии, а после — тупеют.

Возвращаясь к роли телевидения, необходимо заметить что использованием современных технологий становится возможным сформировать в сознании человека информационную культуру, заключающуюся во владении различными методиками, позволяющими извлекать пользу из просмотра ТВ. Присутствие минимального негатива на этом этапе может объясняться несовершенным владением методик верификации получаемой посредством ТВ сигнала информации, и в последующем подобный негатив сходит на нет при должном уровне как овладения навыками позитивного просмотра, так и закрепления оных. (С.А.Зелинский, 2008).

Итак, с помощью ТВ можно извлекать известную пользу. Для этого необходимо владеть технологиями правильного просмотра телепередач. Отдельный раздел для чего нужны те или иные телепередачи. Передачи по ТВ несут в себе функция вызывания невротической зависимости и последующего снятия его. В каждом случае все исключительно индивидуально (в зависимости от содержания информации в подсознании того или иного человека, его жизненного опыта, уровня образования, воспитания, наличия тех или иных психологических установок в подсознании и паттернов поведения в бессознательном, и т.п.) Поэтому рассматривая вопрос влияния телевидения на психику и вопрос противостояния негативному манипулятивному влиянию, следует говорить о неких усредненных позициях, которые могут быть применимы в отношении психики среднестатического гражданина России. Итак, просмотр телепередач является формой снятия невротической зависимости, развившейся в результате просмотра передач по телевизору. Каждый, кто смотрит телевизор, находится в зоне действия развития подобного рода зависимостей, поэтому отказаться от просмотра очень трудно. Необходимо иметь сильную волю, такую же когда человек избавляется от алкогольной или наркотической зависимости полным отказом от употребления затуманивающего сознание яда. Телесигнал кодирует психику человека. Основано кодирование на том факте, что любая информация из внешнего мира поступает в подсознание человека, а после начинает оказывать влияние на сознание, а значит и на появление у такого человека мыслей, желаний, поступков, фактически программируя его на выполнение заданных манипулятором действий. (С.А.Зелинский, 2008).

Кратко, не вдаваясь в подробности нейрофизиологии, рассмотрим вопрос прохождения информации. Итак, головной мозг человека состоит из двух больших полушарий. Левое полушарие — это сознание, правое — бессознательное. На поверхности полушарий находится тонкий слой серого вещества. Это кора головного мозга. Под ней содержится белое вещество. Это подкорковые, сублиминальные, отделы мозга. Психика человека представлена тремя составляющими: сознанием, бессознательным и барьером между ними — т.н. называемой цензурой психики. Цензура психики участвует в обр… Продолжение »

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz